Бабушкины сказки


Сергей Есенин
Бабушкины сказки 1917г

В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.

Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.

И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.

Сказки все. Пора в постели...
Но а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.

Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело, —
Говори да говори.

А вы не задумывались почему так крепко срослись эти два слова? Конечно мамы много читают детям, и папы в этом участвуют, и дедушки в стороне не остаются. А сказки – бабушкины. Я думаю, что здесь сильна русская народная традиция.
Мы все выросли на замечательной русской народной сказке. Воспитание детей в его лучшем и высшем смысле начинается с колыбельных песен мамы и бабушкиных сказок, когда ребенок вбирает в себя понятия о добре и зле.

К сожалению в наше время в языке начинает преобладать другой вариант выражения БАБУШКИНЫ СКАЗКИ – как разговорное и пренебрежительное в значении «Вымысел, выдумки, небылицы».

Но я буду говорить в старом добром Есенинском значении. И пусть наши дети и внуки тоже растут с этой доброй и мудрой – русской народной сказкой.
Сейчас сказок очень много, в моде «авторская» сказка – мамы и папы, бабушки и дедушки, придумывают свои сказки, их пишут разные авторы, ими наполнен Интернет . И пркрасно!
Но русская народная сказка, персонажи, содержание, а главное ритмика, напевность, повторы которой оттачивались годами, на многих поколениях детей, по-прежнему остается лучшим, главным и самым ранним чтением ребенка.
Некоторые мамы пытаются осмыслить содержание знакомых русских сказок со своих взрослых, сегодняшних позиций. Отлично – если это интересно им. Но это не имеет никакого отношения к восприятию сказок ребенком. Те старые народные сказки, которые дошли до нас, не могут принести вред ребенку! Все трудности «перевода» - это наши трудности, взрослых, и наша,как говорили в советские времена, почетная задача, с этими трудностями справиться – рассказать сказку так, чтобы ребеное все понял, но смысл сказки не «растаял».

Первые книжки появляются у ребенка когда ему 6-8 месяцев. И первые книжки могут быть любыми – они должны нравиться взрослому – маме в первую очередь. Если мама показывает малышу яркую книжку, которая нравится ей самой, ребенок сразу поймет, что это нечто прекрасное. Да и рассказывать (а это всегда лучше, чем читать) можно что угодно. Важно, что малыш слышит увлеченный происходящим событием –«мама читает мне книжку» - мамин голос, видит красивые картинки. И все же лучше рассказывать именно ту сказку, которая в книжке – мы никогда не знаем с какого именно момента малыш начинает запоминать картинки и тексты, соотносить книжку и то, что мама читает и рассказывает. Удивительно, что в самый неожиданный момент мы замечаем, что сынок (или дочка) активно реагирует на вид какой-то полюбившейся книжки (то есть он их различает и выделяет), а еще через небольшое время – и на название сказки.

Уже у самого маленького ребенка может быть набор разных сказок. Известно, что для раннего возраста подходят «Курочка-ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок», "Про Козу-Дерезу". Когда эти уже освоены, начинаем читать «Маша и медведь», «Три медведя», «Волк и Семеро козлят», "Лисичка-сестричка и серый волк", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка" и еще, еще...

Обычно мамы и бабушки интуитивно проявляют фантазию при чтении сказок, например, при словах «катится колобок…» - что-то катаем по спинке ребенка, тянем малыша вверх, когда «репку тянем-потянем…» (или раскачиваемся из стороны в сторону), постучим чем-то легонько по ладошке, когда произносите слова «Дед бил-бил, не разбил…» и т.д. Так и начинается первая «игра в сказку».

3 comments:

БабочкаЯночка 4 июня 2010 г. в 00:45  

А сами вы внукам или вместе с ними сказки не сочиняете? Было бы интересно прочитать. И приглашаю принять участие в Фестивале "Букашечные сказки" в коллективном блоге. Весь июнь перед нами. Я уже "тряхнула стариной" и поместила свой плагиат с эксклюзивными иллюстрациями.

Анна 15 июня 2010 г. в 04:09  

Что-то я так давно здесь и сама-то не была, что комментарий пропустила. Извините, что долго не откликалась.
Нет, сказки не сочиняю. Это точно не для моих математизированных мозгов и строго стиля речи.
НО, правда когда рассказываю - а я стараюсь больше не читать, а рассказывать сказки -переиначиваю по ходу дела -чаще всего для того, чтобы убрать устаревшие, не понятные современным детям слова.
За приглашение спасибо, но я даже со своими блогами ничего не успеваю - пока в основном работаю "бабушкой". А теперь когда лето и жарко, больше уже ни на что энтузиазма не хватает.

Natalia Gorobets 12 июля 2010 г. в 05:57  

Когда сынульке исполнилось примерно пять месяцев я показала ему маленькую книжку в виде бегемотика и прочла стих, который был внутри. Малыш особо не обратил внимания и преключился игрушки.
Я повторяла эту процедуру изо дня в день, не то чтобы строго, но книжка его, в конце концов, заинтересовала.
В шесть с половиной месяцев он уже улыбается книжке-бегемотику, а когда я начинаю рассказывать с выражением стишок (заучила наизусть) он затихает и прислушивается. Его внимания хватает почти до самого конца.

Я сама так полюбила детские книги - хочется учить стихи, сказки, песенки!

Понедельник - день веселый на Блоги Мам!

Отправить комментарий