Снегурочка в стихах



Эту сказку нельзя назвать пародией.
На сайте "Наша сказка" Александр Шнайдер разместил целый раздел "ПОЭТИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ ИЗВЕСТНЫХ СКАЗОК". Его Снегурочка - одна из них.

Справа речка, слева лес,
Сосны, ели до небес,
А вдоль берега реки
Строят хаты мужики.
И в одной такой вот хате
Жил дед с бабкою когда-то.
Лишь одна была печаль:
Не было детей, а жаль.
Год за годом горевали,
О ребеночке мечтали,
Даже бог им не помог,
Не хотел или не смог.
Так и прожили вдвоем,
Согревая старый дом.
В небе тучи солнце прячут,
Третий день метель метет,
Ветер по сугробам скачет,
То завоет, то споет.
Ветер стих, исчезли тучи,
В тех местах обычный случай.
Снег на солнце так искрится,
Что вот - вот и загорится.
Детвора с веселым визгом
Лепит снежные строенья,
Потеплело. Воздух чистый
Поднимает настроенье.
Во дворе за всеми следом
Появились бабка с дедом.
Снег спадает с тонких веток…
“Жалко, бабка, нету деток.
А давай из снега слепим,
Все какая то отрада.”
Увлеклись занятьем этим,
Снег катали дед и баба.
С радостью такой лепили,
Что про время позабыли,
Так старались, так старались,
Получилось, удивлялись.
“Коль из снега - звать Снегурка,
Наша стало быть дочурка.”
Принесли тулуп, одели
Шапку, шарф и рукавицы,
На Снегурку посмотрели,
Хороша краса девица.
Миг прошел, еще мгновенье…
Вдруг Снегурка ожила,
Правда или же виденье,
Что за чудные дела?
А Снегурка улыбнулась:
“Здравствуй, баба, здравствуй, дед.”
Вон оно как обернулось…
“Здравствуй, доченька,” - в ответ.
Так и стали жить втроем,
Радостью наполнив дом.
Уберет Снегурка, сварит,
Всех улыбкою одарит,
Накормив уложит спать,
Станет песни напевать.
Вот о чем они мечтали,
А что сбудется не знали.
С каждым днем мороз слабел,
Солнце чаще землю грело,
Соловей в лесу запел,
Снег сошел и потеплело.
Бабке с дедом невдомек,
Что Снегурке вышел срок.
Грустною Снегурка стала,
С личика улыбка спала,
Дед да бабка не поймут,
Вон, друзья гулять зовут,
Не идет, чернее тучи,
Очень непонятный случай.
Молча убирает дом,
Молча варит, вся в печали,
Не поет уж перед сном,
Как помочь беде не знали.
Вновь зовут друзья гулять,
Им Снегурку не понять.
Не понять и бабке с дедом:
“Погуляй хоть до обеда,
Солнце светит, благодать…”
Им откуда было знать?
А Снегурка не хотела
Бабку с дедом огорчать.
И пошла, только успела
До свидания сказать.
Бабка с дедом удивились,
Растерялись, не простились.
В синем небе солнца шар
По весеннему пылает.
Радуются млад и стар,
И природа расцветает.
Солнца луч пригрел Снегурку,
Ее хрупкую фигурку,
Вскрикнуть только и успела,
Съежилась и почернела,
И растаяла в мгновенье
Будто сон или виденье.
Плакали и дед и баба,
Только жить ведь дальше надо.
“Снег с морозом будем ждать,
И Снегурку вспоминать.”

Снегурочка в обработке Афанасьева А. Н.



Жил-был крестьянин Иван, и была у него жена Марья. Жили Иван да Марья в любви и согласии, вот только детей у них не было. Так они и состарились в одиночестве. Сильно они о своей беде сокрушались и только глядя на чужих детей утешались. А делать нечего! Так уж, видно, им суждено было. Вот однажды, когда пришла зима да нападало молодого снегу по колено, ребятишки высыпали на улицу поиграть, а старички наши подсели к окну поглядеть на них. Ребятишки бегали, резвились и стали лепить бабу из снега. Иван с Марьей глядели молча, призадумавшись. Вдруг Иван усмехнулся и говорит:
- Пойти бы и нам, жена, да слепить себе бабу!
На Марью, видно, тоже нашел веселый час.
- Что ж, - говорит она, - пойдем, разгуляемся на старости! Только на что тебе бабу лепить: будет с тебя и меня одной. Слепим лучше себе дитя из снегу, коли Бог не дал живого!
- Что правда, то правда... - сказал Иван, взял шапку и пошел в огород со старухою.
Они и вправду принялись лепить куклу из снегу: скатали туловище с ручками и ножками, наложили сверху круглый ком снегу и обгладили из него головку.
- Бог в помощь? - сказал кто-то, проходя мимо.
- Спасибо, благодарствуем! - отвечал Иван.
- Что ж это вы поделываете?
- Да вот, что видишь! - молвит Иван.
- Снегурочку... - промолвила Марья, засмеявшись.
Вот они вылепили носик, сделали две ямочки во лбу, и только что Иван прочертил ротик, как из него вдруг дохнуло теплым духом. Иван второпях отнял руку, только смотрит - ямочки во лбу стали уж навыкате, и вот из них поглядывают голубенькие глазки, вот уж и губки как малиновые улыбаются.
- Что это? Не наваждение ли какое? - сказал Иван, кладя на себя крестное знамение.
А кукла наклоняет к нему головку, точно живая, и зашевелила ручками и ножками в снегу, словно грудное дитя в пеленках.
- Ах, Иван, Иван! - вскричала Марья, задрожав от радости. - Это нам Господь дитя дает! - и бросилась обнимать Снегурочку, а со Снегурочки весь снег отвалился, как скорлупа с яичка, и на руках у Марьи была уже в самом деле живая девочка.
- Ах ты, моя Снегурушка дорогая! - проговорила старуха, обнимая свое желанное и нежданное дитя, и побежала с ним в избу.
Иван насилу опомнился от такого чуда, а Марья была без памяти от радости.
И вот Снегурочка растет не по дням, а по часам, и что день, то все лучше. Иван и Марья не нарадуются на нее. И весело пошло у них в дому. Девки с села у них безвыходно: забавляют и убирают бабушкину дочку, словно куколку, разговаривают с нею, поют песни, играют с нею во всякие игры и научают ее всему, как что у них ведется. А Снегурочка такая смышленая: все примечает и перенимает.
И стала она за зиму точно девочка лет тринадцати: все разумеет, обо всем говорит, и таким сладким голосом, что заслушаешься. И такая она добрая, послушная и ко всем приветливая. А собою она - беленькая, как снег; глазки что незабудочки, светло-русая коса до пояса, одного румянцу нет вовсе, словно живой кровинки не было в теле... Да и без того она была такая пригожая и хорошая, что загляденье. А как, бывало, разыграется она, так такая утешная и приятная, что душа радуется! И все не налюбуются Снегурочкой. Старушка же Марья души в ней не чает.
- Вот, Иван! - говаривала она мужу. - Даровал-таки нам Бог радость на старость! Миновалась-таки печаль моя задушевная!
А Иван говорил ей:
- Благодарение Господу! Здесь радость не вечна, и печаль не бесконечна...
Прошла зима. Радостно заиграло на небе весеннее солнце и пригрело землю. На прогалинах зазеленела мурава, и запел жаворонок. Уже и красные девицы собрались в хоровод под селом и пропели:
- Весна-красна! На чем пришла, на чем приехала?..
- На сошечке, на бороночке!
А Снегурочка что-то заскучала.
- Что с тобою, дитя мое? - говорила не раз ей Марья, приголубливая ее. - Не больна ли ты? Ты все такая невеселая, совсем с личика спала. Уж не сглазил ли тебя недобрый человек?
А Снегурочка отвечала ей всякий раз:
- Ничего, бабушка! Я здорова...

Вот и последний снег согнала весна своими красными днями. Зацвели сады и луга, запел соловей и всякая птица, и все стало живей и веселее. А Снегурочка, сердечная, еще сильней скучать стала, дичится подружек и прячется от солнца в тень, словно ландыш под деревцем. Ей только и любо было, что плескаться у студеного ключа под зеленою ивушкой.
Снегурочке все бы тень да холодок, а то и лучше - частый дождичек. В дождик и сумрак она веселей становилась. А как один раз надвинулась серая туча да посыпала крупным градом. Снегурочка ему так обрадовалась, как иная не была бы рада и жемчугу перекатному. Когда ж опять припекло солнце и град взялся водою, Снегурочка поплакалась по нем так сильно, как будто сама хотела разлиться слезами, - как родная сестра плачется по брату.
Вот уж пришел и весне конец; приспел Иванов день. Девки с села собрались на гулянье в рощу, зашли за Снегурочкой и пристали к бабушке Марье:
- Пусти да пусти с нами Снегурочку!
Марье не хотелось пускать ее, не хотелось и Снегурочке идти с ними; да не могли отговориться. К тому же Марья подумала: авось разгуляется ее Снегурушка! И она принарядила ее, поцеловала и сказала:
- Поди же, дитя мое, повеселись с подружками! А вы, девки, смотрите берегите мою Снегурушку... Ведь она у меня, сами знаете, как порох в глазу!
- Хорошо, хорошо! - закричали они весело, подхватили Снегурочку и пошли гурьбою в рощу. Там они вили себе венки, вязали пучки из цветов и распевали свои веселые песни. Снегурочка была с ними безотлучно.
Когда закатилось солнце, девки наложили костер из травы и мелкого хворосту, зажгли его и все в венках стали в ряд одна за другою; а Снегурочку поставили позади всех.
- Смотри же, - сказали они, - как мы побежим, и ты также беги следом за нами, не отставай!
И вот все, затянувши песню, поскакали через огонь.
Вдруг что-то позади их зашумело и простонало жалобно:
- Ау!
Оглянулись они в испуге: нет никого. Смотрят друг на дружку и не видят между собою Снегурочки.
- А, верно, спряталась, шалунья, - сказали они и разбежались искать ее, но никак не могли найти. Кликали, аукали - она не отзывалась.
- Куда бы это девалась она? - говорили девки.
- Видно, домой убежала, - сказали они потом и пошли в село, но Снегурочки и в селе не было.
Искали ее на другой день, искали на третий. Исходили всю рощу - кустик за кустик, дерево за дерево. Снегурочки все не было, и след пропал. Долго Иван и Марья горевали и плакали из-за своей Снегурочки. Долго еще бедная старушка каждый день ходила в рощу искать ее, и все кликала она, словно кукушка горемычная:
- Ау, ау, Снегурушка! Ау, ау, голубушка!..
И не раз ей слышалось, будто голосом Снегурочки отзывалось: "Ау!". Снегурочки же все нет как нет! Куда же девалась Снегурочка? Лютый ли зверь умчал ее в дремучий лес, и не хищная птица ли унесла к синему морю?
Нет, не лютый зверь умчал ее в дремучий лес, и не хищная птица унесла ее к синему морю; а когда Снегурочка побежала за подружками и вскочила в огонь, вдруг потянулась она вверх легким паром, свилась в тонкое облачко, растаяла... и полетела в высоту поднебесную.

Фото с картины Врубеля 1890г с сайта www.liveinternet.ru/users/3422649/post116274197/

Снегурочка. Русская народная сказка


Продолжим историю Снегурочки.
В. И. Даль, в обработке которого мы уже Снегурочку прочитали, писал: "Снегурками, снегирями и снеговиками издавна на Руси называли птах, зимующих в наших лесах, да еще «складенных из снега болванов, подобие человека». Испокон веков наши предки лепили, начиная со дня святого Спиридона (25 декабря) снеговиков – идолов Снежной Бабы. В сказках отразилась вера в то, что снежная куколка может ожить.

Русская народная сказка известна сейчас примерно вот в таком варианте.

Всякое дело в мире творится, про всякое в сказке говорится. Жили-были дед да баба. Всего у них было вдоволь - и коровушка, и овечка, и кот на печке, а вот детей не было. Очень они печалились, всё горевали. Вот раз зимой пало снегу белого по колено. Ребятишки соседские на улицу высыпали - на санках кататься, снежками бросаться, да и стали снежную бабу лепить. Глядел на них дед из окошка, глядел и говорит бабе:
- Что, жена, призадумавшись сидишь, на чужих ребят глядишь, пойдём-ка и мы, разгуляемся на старости лет, слепим и мы снежную бабу.
А на старуху, верно, тоже весёлый час накатил. - Что ж, пойдём, дед, на улицу. Только на что нам бабу лепить? Давай-ка вылепим дочку Снегурочку.
Сказано - сделано.
Пошли старики в огород и давай снежную дочку лепить. Вылепили дочку, вставили вместо глаз две голубеньких бусины, сделали на щёчках две ямочки, из алой ленточки - роток. Куда как хороша снежная дочка Снегурочка! Смотрят на неё дед с бабой - не насмотрятся, любуются - не налюбуются. А у Снегурочки роток улыбается, волосок завивается.
Шевельнула Снегурочка ножками-ручками, с места сдвинулась да и пошла по огороду к избе.
Дед и баба точно ума лишились - к месту приросли.
- Дед, - баба кричит, - да это у нас доченька живая, Снегурочка дорогая! И в избу бросилась... То-то радости было!
Растёт Снегурка не по дням, а по часам. Что ни день - Снегурка всё краше. Дед и баба на неё не насмотрятся, не надышатся. А собой Снегурка - как снежинка белая, глазки что голубые бусины, русая коса до пояса. Только румянца у Снегурки нет как нет да в губах ни кровиночки. А и так хороша Снегурушка!
Вот пришла весна-ясна, понабухли почки, полетели пчёлы в поле, запел жаворонок. Все ребята рады-радёшеньки, девушки весенние песни поют. А Снегурочка заскучала, невесела стала, всё в окошко глядит, слезы льёт.
Вот и лето пришло красное, зацвели цветы в садах, созревает хлеб в полях...
Пуще прежнего Снегурка хмурится, всё от солнца прячется, все бы ей в тень да в холодок, а того лучше под дождичек.
Дед да баба все ахают:
- Уж здорова ли ты, доченька? - Здорова я, бабушка.
А сама всё в уголок прячется, на улицу не хочет. Вот раз собрались девушки в лес по ягоду - по малинку, черничку, алу земляничку.
Стали и Снегурку с собою звать:
- Пойдём да пойдём, Снегурочка!.. - Пойдём да пойдём, подруженька!.. Неохота Снегурочке в лес идти, неохота Снегурочке под солнышко. А тут дед и баба велят:
- Иди, иди, Снегурочка, иди, иди, деточка, повеселись с подружками.
Взяла Снегурочка кузовок, пошла в лес с подружками. Подружки по лесу ходят, венки плетут, хороводы водят, песни поют. А Снегурочка нашла студёный ручеёк, около него сидит, в воду глядит, пальцы в быстрой воде мочит, каплями, словно жемчугом, играет.
Вот и вечер пришёл. Разыгрались девушки, надели на головушки венки, разожгли костёр из хворосту, стали через костёр прыгать. Неохота прыгать Снегурочке... Да пристали к ней подруженьки. Подошла Снегурочка к костру... Стоит-дрожит, в лице ни кровинки нет, русая коса рассыпалась... Закричали подруженьки:
- Прыгай, прыгай, Снегурочка!
Разбежалась Снегурочка и прыгнула...
Зашумело над костром, застонало жалобно, и не стало Снегурочки.
Потянулся над костром белый пар, свился в облачко, полетело облачко в высоту поднебесную.
Растаяла Снегурочка...


Очень похожий вариант (по мотивам русской народной сказки) с большим количеством иллюстраций художника М.Maлкycа можно посмотреть здесь или здесь .

Снегурочка Даль В.И.


Пришла зима, скоро Новый год, и теперь уже Репка перестала быть актуальной.
Теперь возьмусь вот за Снегурочку.

И тут совсем другая история. Если "Репка" - это фактически одна единственная сказка, а все многообразие - это уже "вариации на тему", то "Снегурочка" не вызвала большого количества вариаций (и я их тут собирать не буду), но зато сама сказка существует в нескольких вариантах, причем и народных, и авторских.

Первоначально образ ледяной девочки возник в русских народных сказках - внучка, которую слепили из снега бездетные старик со старухой себе в утешение, а людям на радость.
Сказочная Снегурочка тает, прыгая с подружками через большой жаркий костер, и превращается в маленькое облачко, улетающее в небо.

Со временем образ героини трансформировался в народном сознании: Снегурочка становится внучкой Деда Мороза и ассоциируется с Рождественскими и Новогодними праздниками. Снегурочка – чисто русское явление и больше нигде в мире на новогодних и рождественских праздниках такой персонаж не фигурирует.
Новую окраску приобретает образ под влиянием весенней сказки А. Н. Островского «Снегурочка». Из маленькой девочки – внучки героиня превращается в прекрасную девушку, способную зажечь сердца юных берендеев горячим чувством любви. Не случайно у А. Н. Островского она дочь Мороза и Весны.

Сказки о Снегурке были исследованы А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867).

Я начну выкладывать здесь варианты "Снегурочки" со сказки в литературном изложении писателя
В. И. Даля "Девочка Снегурочка"


Жили-были старик со старухой, у них не было ни детей, ни внучат. Вот вышли они за ворота в праздник посмотреть на чужих ребят, как они из снегу комочки катают, в снежки играют. Старик поднял комочек да и говорит:
— А что, старуха, кабы у нас с тобой была дочка, да такая беленькая, да такая кругленькая!
Старуха на комочек посмотрела, головой покачала да и говорит:
— Что ж будешь делать — нет, так и взять негде.
Однако старик принес комочек снегу в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять. Вот и слышат старики — пищит что-то в горшочке под ветошкой; они к окну — глядь, а в горшочке лежит девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, и говорит им:
— Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена.
Вот старики обрадовались, вынули ее, да ну старуха скорее шить да кроить, а старик, завернув Снегурочку в полотенечко, стал ее нянчить и пестовать:


Спи, наша Снегурочка,
Сдобная кокурочка,
Из вешнего снегу скатана,
Вешним солнышком пригретая!
Мы тебя станем поить,
Мы тебя станем кормить,
В цветно платье рядить,
Уму-разуму учить!


Вот и растет Снегурочка на радость старикам, да такая-то умная, такая-то разумная, что такие только в сказках живут, а взаправду не бывают.
Все шло у стариков как по маслу: и в избе хорошо, и на дворе неплохо, скотинка зиму перезимовала, птицу выпустили на двор. Вот как перевели птицу из избы в хлев, тут и случилась беда: пришла к стариковой Жучке лиса, прикинулась больной и ну Жучку умаливать, тоненьким голосом упрашивать:
— Жученька, Жучок, беленькие ножки, шелковый хвостик, пусти в хлевушок погреться!
Жучка, весь день за стариком в лесу пробегавши, не знала, что старуха птицу в хлев загнала, сжалилась над больной лисой и пустила ее туда. А лиска двух кур задушила да домой утащила. Как узнал про это старик, так Жучку прибил и со двора согнал.
— Иди, — говорит, — куда хочешь, а мне ты в сторожа не годишься!
Вот и пошла Жучка, плача, со старикова двора, а пожалели о Жучке только старушка да девочка Снегурочка.
Пришло лето, стали ягоды поспевать, вот и зовут подружки Снегурочку в лес по ягодки. Старики и слышать не хотят, не пускают. Стали девочки обещать, что Снегурочку они из рук не выпустят, да и Снегурочка сама просится ягодок побрать да на лес посмотреть. Отпустили ее старики, дали кузовок да пирожка кусок.
Вот и побежали девчонки со Снегурочкой под ручки, а как в лес пришли да увидали ягоды, так все про всё позабыли, разбежались по сторонам, ягодки берут да аукаются, в лесу друг дружке голос подают.
Ягод понабрали, а Снегурочку в лесу потеряли.
Стала Снегурочка голос подавать — никто ей не откликается. Заплакала бедняжка, пошла дорогу искать, хуже того заплуталась; вот и влезла на дерево и кричит: «Ay! Ay!»
Идет медведь, хворост трещит, кусты гнутся:
— О чем, девица, о чем, красная?
— Ау-ау! Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнцем подрумянена, выпросили меня подружки у дедушки, у бабушки, в лес завели и покинули!
— Слезай,— сказал медведь,— я тебя домой доведу!
— Нет, медведь, — отвечала девочка Снегурочка, — я не пойду с тобой, я боюсь тебя — ты съешь меня!
Медведь ушел. Бежит серый волк:
— Что, девица, плачешь, что, красная, рыдаешь?
— Ау-ау! Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена, выпросили меня подружки у дедушки, у бабушки в лес по ягоды, а в лес завели да и покинули!
— Слезай, — сказал волк, — я доведу тебя до дому!
— Нет, волк, я не пойду с тобой, я боюсь тебя — ты съешь меня!
Волк ушел. Идет Лиса Патрикеевна:
— Что, девица, плачешь, что, красная, рыдаешь?
— Ау-ау! Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена, выпросили меня подружки у дедушки, у бабушки в лес по ягоды, а в лес завели да и покинули!
— Ах, красавица! Ах, умница! Ах, горемычная моя! Слезай скорехонько, я тебя до дому доведу!
— Нет, лиса, льстивы слова, я боюся тебя — ты меня к волку заведешь, ты медведю отдашь… Не пойду я с тобой!
Стала лиса вокруг дерева обхаживать, на девочку Снегурочку поглядывать, с дерева ее сманивать, а девочка не идет.
— Гам, гам, гам! — залаяла собака в лесу. А девочка Снегурочка закричала:
— Ау-ау, Жученька! Ау-ау, милая! Я здесь — девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена, выпросили меня подруженьки у дедушки, у бабушки в лес по ягодки, в лес завели да и покинули. Хотел меня медведь унести, я не пошла с ним; хотел волк увести, я отказала ему; хотела лиса сманить, я в обман не далась; а с тобой, Жучка, пойду!
Вот как услыхала лиса собачий лай, так махнула пушняком своим и была такова!
Снегурочка с дерева слезла, Жучка подбежала, ее лобызала, все личико облизала и повела домой.
Стоит медведь за пнем, волк на прогалине, лиса по кустам шныряет.
Жучка лает, заливается, все ее боятся, никто не приступается.
Пришли они домой; старики с радости заплакали. Снегурочку напоили, накормили, спать уложили, одеяльцем накрыли:
Спи, наша Снегурочка,
Сдобная кокурочка,
Из вешнего снегу скатана,
Вешним солнышком пригретая!
Мы тебя станем поить,
Мы тебя станем кормить,
В цветно платьице рядить,
Уму-разуму учить!
Жучку простили, молоком напоили, приняли в милость, на старое место приставили, стеречь двор заставили.


Фото с картины Виктор Васнецов. Снегурочка с сайта "Танаис Галерея"

Репка – как феномен культуры

Андрей Карпов

«Репка» — почти самая ранняя сказка, которую узнает ребенок, соперничающая в этом отношении только с «Курочкой рябой». Попробуем же приглядеться к сказке подробней.

Посадил дед репку.
Примечательно, что героями сказок часто (если не чаще всего) выступают те, кто обычно оказывается на периферии социальной жизни. Сильный и самоуверенный терпит поражение, а слабый и неудачник берёт верх. В противовес грубой реальности сказка встаёт на защиту слабых. Вот и здесь репку сажает дед. Старость на дворе, какой из него огородник! Так и видишь согбенного старичка, устало тыкающего заступом в твердую землю.

А почему именно репа?
Совсем не случайно. Репа в Древней Руси была основной огородной культурой. Ещё не было американского гостя — картошки, не было даже капусты, но репа была. Из неё готовили похлёбку, с ней пекли пироги, её квасили, как теперь капусту, даже был такой освежающий напиток — из репы, рецепт которого ныне утерян. Наконец, вошедшая в поговорку знаменитая пареная репа, которая приготовляется действительно просто, а такая сладкая на вкус. Это сейчас сахар легко купить в магазине, а в древности сладкое было изысканным лакомством. Популярность репы в Древней Руси объясняется прежде всего её неприхотливостью. Только снег сошёл, ещё грядут заморозки, ещё только апрель, а уже можно засевать репу. И скороспелка она — через два месяца собирай урожай. И урожай приятный — сажаешь в землю семечко, а вытягиваешь овощ иной раз до двух килограммов весом.

И потому в сказке она — репка, кормилица. Ласково так, — русский народ умел быть благодарным.А может быть, не только поэтому. Ведь по сказке выходит, что дед только одну репу с таким трудом тащил из земли; стало быть, и сажал он только одно семечко. Картинка получается такая. Осталось у деда к весне только одно семечко репы. Наверное, не мог он на него надышаться. С какой любовью, с какой тайной надеждой сажал он его в ещё холодную землю. С каким замиранием сердца следил за набуханием желтого плода. И Бог его не обидел, не посрамил надежды. Бог послал ему чудо.

Выросла репка большая-пребольшая. Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может!
Какая большая уродилась репка, мы понимаем только после фиаско деда. О подлинных размерах репки дед и не подозревал. Иначе бы инстинкт огородника не позволил бы репке «перезреть», она была бы выдернута в самом начале роста, и сказки бы не сложилось. Но, спрятавшись в земле, репка обманула деда, и всех его сил (а тянул он свою добычу наверняка азартно и рьяно) не хватило, чтобы получить урожай.

Явное Чудо (небывалая репка) пришло обыденно и незаметно.
Да и само оно оказалось связано с самой что ни на есть прозой жизни — с заботой человека о пропитании, о хлебе насущном. Однако это простое чудо способно научить многому.
Во-первых, оно потребовало труда: чтобы заполучить репку, её надо всё-таки добыть из-под земли.
Во-вторых, оказывается, человеку не следует слишком уж полагаться на себя. Казалось, как бы не дряхл наш дед, а с репой любой справиться должен. Не тут-то было! Не в нашей власти решать, к чему у нас достанет сил, а к чему — нет; решает Бог.
В-третьих, никогда не следует унывать. Дед, конечно, расстроился, но тут же нашёл выход из положения.

Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут!

Уроки чуда продолжаются.
Человек не должен быть гордым, при необходимости он должен уметь звать на помощь. Дед зовёт бабку. В мире традиции, откуда к нам пришли сказки, бытие структурно организовано и имеет иерархический характер. Дед, безусловно, - глава семьи, а значит, бабка, его жена, у него в подчинении. Выходит, за помощью дед обращается к тому, кто иерархически ниже его и тем выказывает свою слабость. Что ж, больше ему рассчитывать не на кого. Но много ли толка от бабки? Сил у неё не более, чем у деда, а скорее всего, и поменьше. И репка остаётся в земле.
Мы слишком хорошо знаем эту сказку и поэтому теряем драматизм ситуации. Структурно сказка разбита на эпизоды с участием тех или иных лиц, и после каждого эпизода возникает пауза. Слушателю (представим, что он слушает «Репку» впервые) заранее неизвестно, будет ли следующий эпизод. Останутся дед (или уже дед и бабка) у «разбитого корыта», или выход всё-таки будет найден.

Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут!

Оказывается, дед с бабкой не так уж и одиноки. У них есть внучка. Примечательно, что внучку зовёт бабка, а не дед. В соответствии с иерархией традиционного мира девочка находится в непосредственном подчинении у взрослой женщины, старшей на женской половине дома. Но внучка-девочка — ещё ребёнок, не много она прибавляет к совместным усилиям деда и бабки. Репка по-прежнему в земле, а кажется, использован уже последний резерв.
Драматизм возрастает.

Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут! Позвала Жучка Машку. Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, а вытянуть не могут!

Нет, не полностью опустел ещё дом. Кончились люди, но остались четвероногие их друзья. Интересно, что дед, бабка и внучка безымянны, а собака и кошка названы по имени. Этим подчеркивается, что они не случайны, не просто какие-то собака и кошка с улицы, а почти члены семьи, жители этого дома. То, что внучка зовёт Жучку — товарища своих игр, довольно закономерно. Но когда очередь доходит до Жучки, кого ей позвать? В доме осталась лишь кошка, а ведь известно, как ладят кошка с собакой. И вот чудо-репка перестраивает мироустройство, на смену вражде приходит мир. Жучка зовёт, и Машка приходит. Проверка на верность хозяевам, а по большому счёту — проверка, можем ли мы забыть наши нелицеприятия перед лицом общего дела, может ли быть у нас это самое общее, а с другой стороны: можем ли мы и такое — прощать врагов.

И вот самый пик трагедии.
Все в сборе, а репка не выходит. Кого звать? Позвала Машка мышку... Кто такая мышка? Если все остальные участники похода за репкой проживали в доме на законном основании, то мышка — жилец незаконный. Подпольщица и воровка. Ведь и кошку заводят в доме, чтоб приструнить мышей. Машка зовёт мышку, это — как если бы полицейский стал звать на помощь преступника. Налицо нарушение установленного порядка вещей, своего рода попрание справедливости. По справедливости, должна была думать Машка, тебя следовало бы поймать и съесть, а не давать тебе вцепляться в мой хвост. Но и мышкин поступок - чуть ли не предательство. Ради каких-то будущих благ, довольно сомнительных (угостят ли мышку репкой - ещё вопрос, а вот Машка угоститься ей может), мышка устремляется на помощь своему злейшему врагу. Даже не врагу в нашем людском понимании этого слова, мы ведь навыкли считать врагами довольно приличных людей, а убийце, лиходею и мышкоеду. По мышиной справедливости, кошке следует желать всяческого зла. Пусть мучается с репкой, мышка может законно потешаться над этим забавным зрелищем.

Итак, справедливость пришлось оставить.
Ради чего? Не ради личной выгоды Машки (не едят кошки репу), да и выгода мышки, как уже было сказано, просматривается с трудом. Бабка, внучка, верная Жучка, Машка и мышка пришли на выручку к деду в первую очередь ради любви. Чудо-репка выявила, что в этом доме живут в мире и согласии, и каждый готов потрудиться, а то и пострадать за ближнего своего. А в случае с мышкой — и за врага. Смилостивилась мышка над теми, у чьего стола ей доводилось кормиться. А милость, она - выше справедливости. Тут-то и раздалась земля, выпустила репку.

Сказка по своей сути получается глубоко христианская. Мирная и светлая, и после неё так хорошо на душе.

Источник http://www.dobrigroshi.com/ru/ulibaemsya/skazki/fenomen/

Репка зовет! Агния Барто


Наша Таня рано встала.
Ведь у Тани дел немало.
Надо дедушке помочь,
Дедушке давно невмочь.

Где же наша репушка? –
В поле, рядом с дедушкой.
Он с утра старается.
Низко нагибается.

- Жучка, ты поела каши?
- Мурка, одевай гамаши.
- Мышка, хвостик подвяжи.
Там, над пропастью во ржи

Дедушка стоит под репкой.
Лоб свой утирает кепкой.
Поспешим скорей к нему!
Говорит буренка: «Му!»

Тоже хочет помогать -
Нашу репку доставать.
Наша репка не простая,
Наша репка – золотая.

Эй, овечки! Эй, осел!
Ты быка с собой привел?
Вот коровки к нам идут.
Вот овца. Баран уж тут.

Там индюшки поспешают,
Угощенье предвкушают.
Ну-ка разом, все взялись.
Ишь, как мышцы напряглись.

Здравствуй, Петя-петушок.
Ты расправь свой гребешок.
Что ж ты, Петя, не ленись!
Милый дедушка, крепись!

Вот и вытащили репку.
Только потеряли кепку.
Завтра будем все опять.
Кепку дедову искать.

И снова про Репку. Теперь для взрослых

Какова же сила этой, на первый взгляд такой непритязательной сказки!

Вряд ли можно собрать все пересказы, пародии и даже исследования, которые написали взрослые по мотивам этой сказки.
Но несколько любопытных вариантов я попробую здесь привести.

Сейчас с сайта на сайт кочует вот такое обсуждение Репки.

Я хочу предложить Репку из серии "Сказки для топ-менеджеров" Владимира Токарева

Посадил дед репку,
(Судя по всему, это «отраслевая сказка» про агрофирму, причем на этапе старт-апа бизнеса.)
и выросла репка большая-пребольшая.
(Очевидно, что дед купил семена у голландцев, которые приезжали к нам в Россию весной на сельскохозяйственную выставку.)
Стал дед репку из земли тянуть
(Это свидетельствует, что данная агрофирма пока в большей степени использует ручной труд.)
тянет-потянет, вытянуть не может.
(Что и требовалось доказать: применение элитных семян без использования современной высокопроизводительной импортной посадочной и уборочной техники даст много худший результат, чем это возможно при применении современных аграрных технологий.)
Позвал дед бабку.
(Из описания автора сказки следует, что мы имеем дело со специфической семейной агрофирмой. При этом, как видим, возраст предпринимателю не помеха даже в таком трудном бизнесе, как выращивание корнеплодов.)
Бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут.
(Это лишний раз свидетельствует о том, что на начальном этапе нужно иметь достаточный капитал для покупки техники; ручной, даже дешевый, труд малоэффективен. Кроме того, судя по описанию далее, других работников в фирме нет, и бабка, скорее всего, работала главным бухгалтером предприятия. Именно в этом месте начинаешь понимать, что знания – сила. Бабка, работая финансовым специалистом компании, скорее всего, не была осведомлена о современных лизинговых схемах приобретения импортной сельскохозяйственной техники. Связано это с тем, что она постоянно отвлекается на иную работу, не получая должную квалификацию ни в финансах, ни в технологии сельского хозяйства. Притом, чтобы помочь деду, ей придется остаться после работы для своевременной подготовки квартального отчета (из описания видно, что речь идет о конце III квартала деятельности копании – времени созревания корнеплодов.)
Позвала бабка внучку.
(Здесь автор сказки отмечает важнейший этап постановки менеджмента в компании. Отметим, что не дедка зовет внучку, а бабка. Дедка (вероятно, глава компании) делегировал бабке (своему помощнику по финансам) полномочия использовать других специалистов агрофирмы – в данном случае, внучку. Налицо адаптивная организационная структура предприятия.)
Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут.
(Здесь мы можем предположить, раз описания родителей внучки нет, что внучка – это дочь бизнесмена, который считает, что ребенок должен с детства приобщаться к труду, это верный подход к воспитанию будущего менеджера агрофирмы, почти как в истории с Ли Якоккой.)
Кликнула внучка Жучку.
(Подчеркну, что делегирование пронизывает всю компанию, в ней не применяется автократическая система управления: внучке доверено самой позвать Жучку. При этом, однако, судя по всему, автор описывает именно русскую компанию, где нарушение разделения труда – в норме. Жучка, вместо того чтобы заниматься своими прямыми обязанностями – сторожить дом, - привлекается (не имея, отметим, достаточных знаний и опыта) к новой для нее работе. Это результат нарушения разделения труда, как видно из продолжения сказки про агрофирму.)
Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут. Кликнула Жучка кошку.
(Автор сказки приводит нам пример, как нарушение разделения труда приводит, в конце концов, к необходимости использовать уже кризис-менеджмент. А как иначе воспринять совместную работу по достижению приоритетной цели компании таких вечно враждующих особей как собака и кошка.)
Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут.
(Конечно, по бухгалтерскому учету, позвать пару соседей вышло бы дороже. Но если подсчитать временные затраты, которые у нас в России не считают важными, то много дороже получается выбранный героями вариант, а учитывая альтернативные издержки – пока кошка, также участвуя в коллективном нарушении разделения труда, тягает репку, мыши наверняка попортили еще и зерно, – убытки хозяйства очевидны.)
Кликнула Кошка Мышку.
(В этом месте уже очевидно, что генеральный директор компании – дедка – принял полезное и своевременное, пусть и дорогостоящее решение – нанял консультанта по управлению. Ведь еще больше убытков будет, если репка, выращенная с таким трудом, пропадет и нечем будет заплатить за кредит в банке, полученный в залог будущего урожая корнеплодов. А кто еще, как не консультант по управлению, предложил применить такой современный малоизвестный в России управленческий инструмент как стратегическое сотрудничество? Смотрите – явный конкурент (в данном случае, мышка – не в дедкиной же агрофирме она работает) привлечен для совместной работы.
Еще один положительный момент, который нам описывает автор сказки, – это применение полезного управленческого инструмента – проектного менеджмента: в группу тянущих репку привлекаются самые разные специалисты.
Нет бы мышке (конкуренту, ставшему полезным партнером) немного подумать своей мышиной головой, что, может, было бы лучше подгрызть часть корня, что она умеет хорошо делать (теория корневых компетенций, кто это не знает – качните термин по инету). Мышка же продолжает двигаться в направлении того, что французский специалист Эдвард де Боно называл психологической инерцией: она делает то, что уже без толку делают другие, – тянет репку.)
Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут – вытащили репку.
(Единственное утешение, представленное автором сказки, – хорошая координация совместной работы: результат достигнут. И, вероятно, именно дедка давал команду, когда тянуть, когда отдыхать, чтобы, применяя на практике принципы Фредерика Тейлора, добиться максимальной отдачи от такого разноперого коллектива, то есть принимал ключевые управленческие решения – когда именно тянуть, кого за кем ставить «в очереди за репкой» и т.д.)

Источник:http://www.e-xecutive.ru/community/articles/1176478/

Про репку. Сказка-шутка


Эту сказочку- шутку про репку могут прочесть дети постарше

Ты садись, внучок, покушай,
заодно меня послушай:
и хочешь, верь, а хочешь – нет,
как дёргал репку старый дед.

Весной он тыкву посадил,
Лето целое растил,
в конце лета глянул дед:
«Та це ж репа, тыквы ж нет».

Но зато вцепилась репка
Во земельку крепко-крепко.
Бес с ней, сплюнул с грустью дед,
пусть бабка парит на обед.

Постоял дедок у грядки,
Покрестился для порядка,
И, глядя на такую жуть,
Взялся он её тянуть.
Тянет – потянет: вытянуть не может.

Стал на помощь бабку звать:
«Иди, старуха, помогать».
Вышла бабка в огород,
А вслед бурёнушка ревёт:
«ты ушла, мне изменила,
до конца недодоила»
Но деду одному невмочь,
надо дедушке помочь,
Взялись: дедка тот за репку,
Бабка за чудного дедку,
Тянут – потянут: вытянуть не могут

Тут выходит на крыльцо
Вся изящная в лицо,
И в движеньях грациозна,
А на вид весьма серьёзна
Внучка. Потянулась, Говорит:
«у меня живот болит.
Ты скажи-ка, старый дед,
Будет завтрак или нет.
Каши тыквенной хочу,
А не дашь, так закричу…».
Дед в ответ: «чем так кричать
Шла бы лучше помогать».
Снова встали, Взялись крепко:
Внучка за бабку, бабка за дедку,
Дедка за репку
Тянут-потянут, вытянуть не могут.

А тем временем, резвясь,
Выскочили прямо в грязь,
заиграли под окошком
В догонялки Жучка с кошкой.
Тормознули возле тыну,
Увидали всю картину.
Ну, если хочешь сытым быть,
Надо деду подсобить,
Меж собой переглянулись,
И к цепочке пристегнулись
Кошка за Жучку, Жучка за внучку,
Внучку за бабку,Бабка за дедку,
дедка за репку.Тянут-потянут,
вытянуть не могут.

Её б лопатой подкопать,
Чтоб больше никого не звать,
Но настырен старый дед:
«Рвать и всё тут. Вот ответ».
Почти выбились из сил.
Дождичек заморосил.
Внучка вновь заныла:
«дед, я устала, мочи нет.
Больно стало, сводит ногу,
Позови ещё подмогу».
Мышка мимо пробегала
Внучкин голос услыхала
Вся дрожит она: мы с кошкой
вроде как враги немножко,
Но подбежала, стала в строй,
Спинку выгнула дугой,
Крепко кошке в хвост вцепилась,
Кошка было возмутилась,
укусила больно Жучку,
Та зубами впилась в внучку.
Внучка дёрнула за бабку,
Взяв как сноп её в охапку,
Бабка дедку обхватила
На лопатки повалила.
И, ударив деда крепко,
Вылезла из грядки репка.


Источник Виктор ВАТРАК http://vatrak.blog.ru/76574883.html

Репка для самых маленьких

Казалось бы, ну что новое можно сказать о "Репке". И тем не менее, каждый раз можно обнаружить еще и еще какой-то вариант этой сказки, чтобы малышу было интересно в нее играть.




И для начала - подборка замечательных книжек, кукол и еще всего всего про Репку для самых маленьких

Конечно не все это надо иметь для одного ребенка. Но какой простор фантазии!! Правда мультики и презентации, на которые дала ссылки эта замечательная творческая мама, мне не очень нравятся. Но есть и другие.

Продолжение про Репку следует

Бабушкины сказки


Сергей Есенин
Бабушкины сказки 1917г

В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.

Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.

И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.

Сказки все. Пора в постели...
Но а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.

Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело, —
Говори да говори.

А вы не задумывались почему так крепко срослись эти два слова? Конечно мамы много читают детям, и папы в этом участвуют, и дедушки в стороне не остаются. А сказки – бабушкины. Я думаю, что здесь сильна русская народная традиция.
Мы все выросли на замечательной русской народной сказке. Воспитание детей в его лучшем и высшем смысле начинается с колыбельных песен мамы и бабушкиных сказок, когда ребенок вбирает в себя понятия о добре и зле.

К сожалению в наше время в языке начинает преобладать другой вариант выражения БАБУШКИНЫ СКАЗКИ – как разговорное и пренебрежительное в значении «Вымысел, выдумки, небылицы».

Но я буду говорить в старом добром Есенинском значении. И пусть наши дети и внуки тоже растут с этой доброй и мудрой – русской народной сказкой.
Сейчас сказок очень много, в моде «авторская» сказка – мамы и папы, бабушки и дедушки, придумывают свои сказки, их пишут разные авторы, ими наполнен Интернет . И пркрасно!
Но русская народная сказка, персонажи, содержание, а главное ритмика, напевность, повторы которой оттачивались годами, на многих поколениях детей, по-прежнему остается лучшим, главным и самым ранним чтением ребенка.
Некоторые мамы пытаются осмыслить содержание знакомых русских сказок со своих взрослых, сегодняшних позиций. Отлично – если это интересно им. Но это не имеет никакого отношения к восприятию сказок ребенком. Те старые народные сказки, которые дошли до нас, не могут принести вред ребенку! Все трудности «перевода» - это наши трудности, взрослых, и наша,как говорили в советские времена, почетная задача, с этими трудностями справиться – рассказать сказку так, чтобы ребеное все понял, но смысл сказки не «растаял».

Первые книжки появляются у ребенка когда ему 6-8 месяцев. И первые книжки могут быть любыми – они должны нравиться взрослому – маме в первую очередь. Если мама показывает малышу яркую книжку, которая нравится ей самой, ребенок сразу поймет, что это нечто прекрасное. Да и рассказывать (а это всегда лучше, чем читать) можно что угодно. Важно, что малыш слышит увлеченный происходящим событием –«мама читает мне книжку» - мамин голос, видит красивые картинки. И все же лучше рассказывать именно ту сказку, которая в книжке – мы никогда не знаем с какого именно момента малыш начинает запоминать картинки и тексты, соотносить книжку и то, что мама читает и рассказывает. Удивительно, что в самый неожиданный момент мы замечаем, что сынок (или дочка) активно реагирует на вид какой-то полюбившейся книжки (то есть он их различает и выделяет), а еще через небольшое время – и на название сказки.

Уже у самого маленького ребенка может быть набор разных сказок. Известно, что для раннего возраста подходят «Курочка-ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок», "Про Козу-Дерезу". Когда эти уже освоены, начинаем читать «Маша и медведь», «Три медведя», «Волк и Семеро козлят», "Лисичка-сестричка и серый волк", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка" и еще, еще...

Обычно мамы и бабушки интуитивно проявляют фантазию при чтении сказок, например, при словах «катится колобок…» - что-то катаем по спинке ребенка, тянем малыша вверх, когда «репку тянем-потянем…» (или раскачиваемся из стороны в сторону), постучим чем-то легонько по ладошке, когда произносите слова «Дед бил-бил, не разбил…» и т.д. Так и начинается первая «игра в сказку».

Сказки в дотелевизионную эпоху

Мое детство пришлось на 50-е годы. Но и в те годы, хотя не было телевидения – вообще – в жизни детей были сказки.

До 5 лет когда мама была на работе, я находилась дома с бабушкой. Конечно, она рассказывала мне сказки. Что-то читала, но книги (как и очень многое другое) были большим дефицитом. Поэтому и детских книг было совсем не много, они зачитывались до дыр.

Бабушка умерла, когда мне было 5 лет, и в моей памяти осталось совсем мало связанных с ней эпизодов, которые я помню сама, а не по маминым расскзам. Один из этих эпизодов как раз и связан со сказками. И может быть запомнилось то, что часто в жизни повторялось. Я очень хорошо помню, как бабушка усаживала меня на стул (именно на стул), сама садилась рядышком и включала радио. Именно оттуда практически каждый день приходила сказка.

Как я убедилась потом – когда сказки уже слушали мои дети – из детства я запомнила два голоса, но какие это были голоса! Николай Владимирович Литвинов и Мария Ивановна Бабанова.

Н. В. Литвинову недавно исполнилось бы 100 лет, и сейчас из Интернета я узнала, что «с 1947 года и до конца своих дней он был главным режиссером Главной редакции радиовещания для детей, а работать на радио как актер начал еще в 1932г., что он прожил 80 лет и поставил сотни радиоспектаклей и провел тысячи радиопередач. И все его называли добрым Сказочником. И это он придумал и долго вел вместе с Лифшицем и Левенбуком "Радионяню".

Но я-то помню: ежедневно (а потом – уже в школьные годы – когда была вторая смена) к 10 часам утра сначала с бабушкой, потом с мамой, а позже уже и сама, я спешила к репродуктору (при бабушке у нас была та самая черная тарелка, которую показывают в старых фильмах), чтобы не опоздать на музыкальные позывные «Мы едем-едем-едем в далёкие края…» – так начинались детские передачи. И чаще всего их вёл именно Николай Владимирович. «Здравствуй, дружок, – приветствовал он каждого из сидящих рядышком с радио добрым и ласковым голосом, – Хочешь я расскажу тебе сказку? (или «сейчас я расскажу тебе сказку»…или «тепе-е-рь мы полетим с тобой в ска-а-а-зочку»). И обязательное: «Крибле-крабле-бумс!» И чудеса начинались!

Наверное, вся детвора сидела, как завороженная, зачарованная магией его голоса. Это был ежедневный маленький утренний праздник, созданный голосом Радиоволшебника. А ведь Н. В. Литвинов не только читал сказки или играл в них разные роли (в «Приключении Буратино» он играл все роли). Он ещё и замечательно пел.

Вот как вспоминают Литвинова: «Голос Николая Владимировича имел тысячи оттенков, он так и переливался разными интонациями: звучал то ласково, то вкрадчиво, то весело и озорно, то насмешливо, с иронией, то успокаивающе и даже убаюкивающе… В каждой роли он был практически неузнаваем, так как голоса его героев были глубоко индивидуальными, а собственный голос Николая Владимировича нельзя было спутать ни с каким другим. Действительно, он как будто был специально создан, чтобы рассказывать детям сказки по радио».

Из своего детства я хорошо помню его трёх поросят – Наф-Нафа, Нуф-Нуфа и Ниф-Нифа, Буратино, Хоттабыча(до сих пор в ушах стоит «трах-тибидох»…), Кота в сапогах, Гадкого утёнка, Лягушку-путешественницу и наверное еще не мало других персонажей, слышанных мной в исполнении Литвинова на радио.

А еще я помню его цикл радиоигр для детей «Угадайка», в которой он сам принимал участие в качестве ведущего:

«Угадайка, угадайка, интересная игра!
Собирайтесь-ка ребята
Слушать радио пора!»

Второй голос, который прочно запечатлелся в моей памяти с первых звуков – это «неповторимый, несравненный, чарующий, завораживающий, волшебный» голос Марии Ивановны Бабановой, который я впервые услышала в радиоспектакле «Оле-Лукойе» по Хансу Кристиану Андерсену, (записанном, как я узнала через много лет, в 1946 году). Она играла этого сказочного человечка – то ли гномика, то ли доброго духа, навевающего сны детям, – и пела в этом спектакле чудесную песенку на мелодию Э. Грига:

«На круглых клумбах спят цветы,
И птицы в гнёздах тоже спят.
«Оле-Лукойе, это ты?» –
Мне шепчет старый сад.
Я пролетаю над землёй,
На мне кафтан горит, как жар.
Забудешь скуку ты со мной,
Мой мальчик Гиальмар».

Голос Марии Ивановны Бабановой называют высоким, скользящим, богатым тембрами, но наиболее правы те, кто говорят, что объяснить, что такое голос Бабановой тому, кто его никогда не слышал, описать этот голос - невозможно. (К счастью сохранились записи радиоспектаклей – и детских, и для взрослых). Но что бесспорно – осталось потрясающее детское впечатление, впрочем не побледневшее и сейчас, спустя много лет. Много позже, читая сказки Андерсана, сначала сама, потом детям, я поняла умом, что «Оле-Лукойе» - не самая яркая из сказок Андерсена. Но для меня она осталась самым главным у Андерсена – и это безусловно благодаря радиоспектаклю и Бабановой.

Следующим потрясением в исполнении М. Бабановой была сказка Сент-Экзепюри "Маленький принц" – никаким другим голос маленького принца я даже не могу себе представить, и благодаря этой радиосказке я рано начала читать «серьезные» книги (а как иначе назвать творчество Антуана де Сент-Экзюпери). А еще была Суок в "Трех толстяках", нанайская сказка «Айога» о ленивой и самовлюблённой девочке, которая в конце концов превратилась в гусыню, «Звёздный мальчик» Оскара Уайльда, и еще много много разных сказок.

Остались в памяти еще несколько радиоголосов, фамилии актеров к которым «прилепились» потом – когда в моей жизни появились театр, кино, телевидение. Это В. А. Сперантова, Р. Я. Плятт, Н. В. Александрович, Рина Зеленая. Отдельно хочу упомянуть еще «Приключения Чипполино» - мне очень нравились песенки из этого спектакля. Оказалось, что повесть итальянского писателя Джанни Родари был издана у нас в стране уже после того, как сказка прозвучала по радио.

Есть еще одно воспоминание детства, связанное со сказками. Мы жили недалеко от городского Дворца пионеров. При нем был очень большой и красивый парк, маленький скверик «с лягушками» рядом, вообще красивое место (кстати, это как раз напротив того самого знаменитого дома в Екатеринбурге, в подвале которого расстреляли царя Николая Второго. В описываемые мной времена дом еще стоял, и я его много раз видела). И мама водила меня в скверик и в парк довольно часто.

Иногда мы заходили во Дворец. По воскресеньям там работала «Комната сазок». Это была на самом деле комната, красиво оформленная картинами из лучших сказок – и потолок, и стены полностью (этакий «храм сказки»). А в воскресенье там собирали детей, и женщина (актриса, наверное), одетая в русский народный костюм и шаль, рассказывала сказки. Меня уже изредка водили в то время в театр (ТЮЗ, кукольный), но это представление сказки тоже было надолго любимым занятием в воскресенье.

А еще были диафильмы: диапроектор, простынь (белая конечно – в то время других и не было) вместо экрана на стене и фильмы в пластмассовых коробочках (как позже мы хранили проявленные фотопленки). Сначала (для маленьких детей) диафильмы показывал кто-то из взрослых, собирая детей из нескольких квартир. Потом, когда мы подросли, организовывались сами – в основном тогда, когда кому-то из компании покупали новый диафильм.

И так мы развлекались до тех пор, пока не появилось телевидение с его фильмами, спектаклями, передачами для детей. Но все это входило в жизнь постепенно. Первые детские передачи по телевизору смотрели тоже коллективной детской компанией – ходили «на телевизор» в семью, где появился первый телевизор.

Когда телевизор появился в нашей семье, я уже подросла, сказки были не главным интересом в моей жизни (в школьные годы главным были книги, тогда мне уже были доступны библиотеки – аж три).

В гости к сказке мы идем

Когда-то (в 70-е – 80-е годы) советское телевидение радавало детей фильмами в рубрике «В гостях у сказки». Каждое воскресенье (и когда-то в субботу, какое-то время в пятницу) в 16.00 по Первой программе Центрального телевидения начинала звучать полюбившаяся детям мелодия песни «Приходите в гости к нам», (позже использованная в кинофильме «Там, на неведомых дорожках» и вскоре после показа фильма в передаче зазвучавшая со словами), появлялась мультипликационная заставка (было несколько вариантов, включая «новогодний» для зимних каникул) и... начиналось чудо.


С детьми общалась замечательная ведущая – Валентина Леонтьева – тетя Валя, ( позже — Денис Матросов, Татьяна Веденеева, некоторые выпуски вела Ангелина Вовк). И на 1 час 45 минут дети попадали в сказку. В передаче показывали детские фильмы-сказки, после чего дети присылали по мотивам сказок рисунки и поделки, демонстрировавшиеся в передаче после показа фильма.

Сегодня телевидение заполнено совсем другими материалами для детей. И все больше родителей и воспитателей приходят к выводу, что самых маленьких детей не надо приобщать к телевидению, а для детей постарше желательно свести это общение к минимуму.

Но роскошь общения со сказкой у детей должна остаться обязательно! И у детей русскоговорящих желательно, чтобы это были в первую очередь русские сказки – народные, авторские, современные. Ну и конечно, переводы всего многообразия богатства мировой сказочной литературы.

В интернете, конечно, уже собрано много сказок. Различные сайты предлагают самые разные собрания сказок.

В этом блоге я будут собирать сказки, которые «развиваются, растут» вместе с маленьким слушателем и читателем. Сказки, которые появляются в жизни ребенка еще до года – когда он совсем еще маленький – и понимает не все, и не говорит совсем. Потом становятся инструментом обучения чтению, потом появляется радилосказка, мультик, кукольный спектакль в театре, потом их разыгрывают в первых детских спектаклях, потом ...их на какое-то время забывают.

Но становясь взрослыми, мы возвращаемся к сказкам, которые любили в детстве, и читаем «старые сказки на новый лад», пародии, и много еще чего. А некоторые – пишут свои варианты.

Вот такие сказки в вариантах для детей разных возрастов и взрослых будут появляться в этом блоге.