Репка – как феномен культуры

Андрей Карпов

«Репка» — почти самая ранняя сказка, которую узнает ребенок, соперничающая в этом отношении только с «Курочкой рябой». Попробуем же приглядеться к сказке подробней.

Посадил дед репку.
Примечательно, что героями сказок часто (если не чаще всего) выступают те, кто обычно оказывается на периферии социальной жизни. Сильный и самоуверенный терпит поражение, а слабый и неудачник берёт верх. В противовес грубой реальности сказка встаёт на защиту слабых. Вот и здесь репку сажает дед. Старость на дворе, какой из него огородник! Так и видишь согбенного старичка, устало тыкающего заступом в твердую землю.

А почему именно репа?
Совсем не случайно. Репа в Древней Руси была основной огородной культурой. Ещё не было американского гостя — картошки, не было даже капусты, но репа была. Из неё готовили похлёбку, с ней пекли пироги, её квасили, как теперь капусту, даже был такой освежающий напиток — из репы, рецепт которого ныне утерян. Наконец, вошедшая в поговорку знаменитая пареная репа, которая приготовляется действительно просто, а такая сладкая на вкус. Это сейчас сахар легко купить в магазине, а в древности сладкое было изысканным лакомством. Популярность репы в Древней Руси объясняется прежде всего её неприхотливостью. Только снег сошёл, ещё грядут заморозки, ещё только апрель, а уже можно засевать репу. И скороспелка она — через два месяца собирай урожай. И урожай приятный — сажаешь в землю семечко, а вытягиваешь овощ иной раз до двух килограммов весом.

И потому в сказке она — репка, кормилица. Ласково так, — русский народ умел быть благодарным.А может быть, не только поэтому. Ведь по сказке выходит, что дед только одну репу с таким трудом тащил из земли; стало быть, и сажал он только одно семечко. Картинка получается такая. Осталось у деда к весне только одно семечко репы. Наверное, не мог он на него надышаться. С какой любовью, с какой тайной надеждой сажал он его в ещё холодную землю. С каким замиранием сердца следил за набуханием желтого плода. И Бог его не обидел, не посрамил надежды. Бог послал ему чудо.

Выросла репка большая-пребольшая. Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может!
Какая большая уродилась репка, мы понимаем только после фиаско деда. О подлинных размерах репки дед и не подозревал. Иначе бы инстинкт огородника не позволил бы репке «перезреть», она была бы выдернута в самом начале роста, и сказки бы не сложилось. Но, спрятавшись в земле, репка обманула деда, и всех его сил (а тянул он свою добычу наверняка азартно и рьяно) не хватило, чтобы получить урожай.

Явное Чудо (небывалая репка) пришло обыденно и незаметно.
Да и само оно оказалось связано с самой что ни на есть прозой жизни — с заботой человека о пропитании, о хлебе насущном. Однако это простое чудо способно научить многому.
Во-первых, оно потребовало труда: чтобы заполучить репку, её надо всё-таки добыть из-под земли.
Во-вторых, оказывается, человеку не следует слишком уж полагаться на себя. Казалось, как бы не дряхл наш дед, а с репой любой справиться должен. Не тут-то было! Не в нашей власти решать, к чему у нас достанет сил, а к чему — нет; решает Бог.
В-третьих, никогда не следует унывать. Дед, конечно, расстроился, но тут же нашёл выход из положения.

Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут!

Уроки чуда продолжаются.
Человек не должен быть гордым, при необходимости он должен уметь звать на помощь. Дед зовёт бабку. В мире традиции, откуда к нам пришли сказки, бытие структурно организовано и имеет иерархический характер. Дед, безусловно, - глава семьи, а значит, бабка, его жена, у него в подчинении. Выходит, за помощью дед обращается к тому, кто иерархически ниже его и тем выказывает свою слабость. Что ж, больше ему рассчитывать не на кого. Но много ли толка от бабки? Сил у неё не более, чем у деда, а скорее всего, и поменьше. И репка остаётся в земле.
Мы слишком хорошо знаем эту сказку и поэтому теряем драматизм ситуации. Структурно сказка разбита на эпизоды с участием тех или иных лиц, и после каждого эпизода возникает пауза. Слушателю (представим, что он слушает «Репку» впервые) заранее неизвестно, будет ли следующий эпизод. Останутся дед (или уже дед и бабка) у «разбитого корыта», или выход всё-таки будет найден.

Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут!

Оказывается, дед с бабкой не так уж и одиноки. У них есть внучка. Примечательно, что внучку зовёт бабка, а не дед. В соответствии с иерархией традиционного мира девочка находится в непосредственном подчинении у взрослой женщины, старшей на женской половине дома. Но внучка-девочка — ещё ребёнок, не много она прибавляет к совместным усилиям деда и бабки. Репка по-прежнему в земле, а кажется, использован уже последний резерв.
Драматизм возрастает.

Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут! Позвала Жучка Машку. Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, а вытянуть не могут!

Нет, не полностью опустел ещё дом. Кончились люди, но остались четвероногие их друзья. Интересно, что дед, бабка и внучка безымянны, а собака и кошка названы по имени. Этим подчеркивается, что они не случайны, не просто какие-то собака и кошка с улицы, а почти члены семьи, жители этого дома. То, что внучка зовёт Жучку — товарища своих игр, довольно закономерно. Но когда очередь доходит до Жучки, кого ей позвать? В доме осталась лишь кошка, а ведь известно, как ладят кошка с собакой. И вот чудо-репка перестраивает мироустройство, на смену вражде приходит мир. Жучка зовёт, и Машка приходит. Проверка на верность хозяевам, а по большому счёту — проверка, можем ли мы забыть наши нелицеприятия перед лицом общего дела, может ли быть у нас это самое общее, а с другой стороны: можем ли мы и такое — прощать врагов.

И вот самый пик трагедии.
Все в сборе, а репка не выходит. Кого звать? Позвала Машка мышку... Кто такая мышка? Если все остальные участники похода за репкой проживали в доме на законном основании, то мышка — жилец незаконный. Подпольщица и воровка. Ведь и кошку заводят в доме, чтоб приструнить мышей. Машка зовёт мышку, это — как если бы полицейский стал звать на помощь преступника. Налицо нарушение установленного порядка вещей, своего рода попрание справедливости. По справедливости, должна была думать Машка, тебя следовало бы поймать и съесть, а не давать тебе вцепляться в мой хвост. Но и мышкин поступок - чуть ли не предательство. Ради каких-то будущих благ, довольно сомнительных (угостят ли мышку репкой - ещё вопрос, а вот Машка угоститься ей может), мышка устремляется на помощь своему злейшему врагу. Даже не врагу в нашем людском понимании этого слова, мы ведь навыкли считать врагами довольно приличных людей, а убийце, лиходею и мышкоеду. По мышиной справедливости, кошке следует желать всяческого зла. Пусть мучается с репкой, мышка может законно потешаться над этим забавным зрелищем.

Итак, справедливость пришлось оставить.
Ради чего? Не ради личной выгоды Машки (не едят кошки репу), да и выгода мышки, как уже было сказано, просматривается с трудом. Бабка, внучка, верная Жучка, Машка и мышка пришли на выручку к деду в первую очередь ради любви. Чудо-репка выявила, что в этом доме живут в мире и согласии, и каждый готов потрудиться, а то и пострадать за ближнего своего. А в случае с мышкой — и за врага. Смилостивилась мышка над теми, у чьего стола ей доводилось кормиться. А милость, она - выше справедливости. Тут-то и раздалась земля, выпустила репку.

Сказка по своей сути получается глубоко христианская. Мирная и светлая, и после неё так хорошо на душе.

Источник http://www.dobrigroshi.com/ru/ulibaemsya/skazki/fenomen/

Репка зовет! Агния Барто


Наша Таня рано встала.
Ведь у Тани дел немало.
Надо дедушке помочь,
Дедушке давно невмочь.

Где же наша репушка? –
В поле, рядом с дедушкой.
Он с утра старается.
Низко нагибается.

- Жучка, ты поела каши?
- Мурка, одевай гамаши.
- Мышка, хвостик подвяжи.
Там, над пропастью во ржи

Дедушка стоит под репкой.
Лоб свой утирает кепкой.
Поспешим скорей к нему!
Говорит буренка: «Му!»

Тоже хочет помогать -
Нашу репку доставать.
Наша репка не простая,
Наша репка – золотая.

Эй, овечки! Эй, осел!
Ты быка с собой привел?
Вот коровки к нам идут.
Вот овца. Баран уж тут.

Там индюшки поспешают,
Угощенье предвкушают.
Ну-ка разом, все взялись.
Ишь, как мышцы напряглись.

Здравствуй, Петя-петушок.
Ты расправь свой гребешок.
Что ж ты, Петя, не ленись!
Милый дедушка, крепись!

Вот и вытащили репку.
Только потеряли кепку.
Завтра будем все опять.
Кепку дедову искать.

И снова про Репку. Теперь для взрослых

Какова же сила этой, на первый взгляд такой непритязательной сказки!

Вряд ли можно собрать все пересказы, пародии и даже исследования, которые написали взрослые по мотивам этой сказки.
Но несколько любопытных вариантов я попробую здесь привести.

Сейчас с сайта на сайт кочует вот такое обсуждение Репки.

Я хочу предложить Репку из серии "Сказки для топ-менеджеров" Владимира Токарева

Посадил дед репку,
(Судя по всему, это «отраслевая сказка» про агрофирму, причем на этапе старт-апа бизнеса.)
и выросла репка большая-пребольшая.
(Очевидно, что дед купил семена у голландцев, которые приезжали к нам в Россию весной на сельскохозяйственную выставку.)
Стал дед репку из земли тянуть
(Это свидетельствует, что данная агрофирма пока в большей степени использует ручной труд.)
тянет-потянет, вытянуть не может.
(Что и требовалось доказать: применение элитных семян без использования современной высокопроизводительной импортной посадочной и уборочной техники даст много худший результат, чем это возможно при применении современных аграрных технологий.)
Позвал дед бабку.
(Из описания автора сказки следует, что мы имеем дело со специфической семейной агрофирмой. При этом, как видим, возраст предпринимателю не помеха даже в таком трудном бизнесе, как выращивание корнеплодов.)
Бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут.
(Это лишний раз свидетельствует о том, что на начальном этапе нужно иметь достаточный капитал для покупки техники; ручной, даже дешевый, труд малоэффективен. Кроме того, судя по описанию далее, других работников в фирме нет, и бабка, скорее всего, работала главным бухгалтером предприятия. Именно в этом месте начинаешь понимать, что знания – сила. Бабка, работая финансовым специалистом компании, скорее всего, не была осведомлена о современных лизинговых схемах приобретения импортной сельскохозяйственной техники. Связано это с тем, что она постоянно отвлекается на иную работу, не получая должную квалификацию ни в финансах, ни в технологии сельского хозяйства. Притом, чтобы помочь деду, ей придется остаться после работы для своевременной подготовки квартального отчета (из описания видно, что речь идет о конце III квартала деятельности копании – времени созревания корнеплодов.)
Позвала бабка внучку.
(Здесь автор сказки отмечает важнейший этап постановки менеджмента в компании. Отметим, что не дедка зовет внучку, а бабка. Дедка (вероятно, глава компании) делегировал бабке (своему помощнику по финансам) полномочия использовать других специалистов агрофирмы – в данном случае, внучку. Налицо адаптивная организационная структура предприятия.)
Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут.
(Здесь мы можем предположить, раз описания родителей внучки нет, что внучка – это дочь бизнесмена, который считает, что ребенок должен с детства приобщаться к труду, это верный подход к воспитанию будущего менеджера агрофирмы, почти как в истории с Ли Якоккой.)
Кликнула внучка Жучку.
(Подчеркну, что делегирование пронизывает всю компанию, в ней не применяется автократическая система управления: внучке доверено самой позвать Жучку. При этом, однако, судя по всему, автор описывает именно русскую компанию, где нарушение разделения труда – в норме. Жучка, вместо того чтобы заниматься своими прямыми обязанностями – сторожить дом, - привлекается (не имея, отметим, достаточных знаний и опыта) к новой для нее работе. Это результат нарушения разделения труда, как видно из продолжения сказки про агрофирму.)
Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут. Кликнула Жучка кошку.
(Автор сказки приводит нам пример, как нарушение разделения труда приводит, в конце концов, к необходимости использовать уже кризис-менеджмент. А как иначе воспринять совместную работу по достижению приоритетной цели компании таких вечно враждующих особей как собака и кошка.)
Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут.
(Конечно, по бухгалтерскому учету, позвать пару соседей вышло бы дороже. Но если подсчитать временные затраты, которые у нас в России не считают важными, то много дороже получается выбранный героями вариант, а учитывая альтернативные издержки – пока кошка, также участвуя в коллективном нарушении разделения труда, тягает репку, мыши наверняка попортили еще и зерно, – убытки хозяйства очевидны.)
Кликнула Кошка Мышку.
(В этом месте уже очевидно, что генеральный директор компании – дедка – принял полезное и своевременное, пусть и дорогостоящее решение – нанял консультанта по управлению. Ведь еще больше убытков будет, если репка, выращенная с таким трудом, пропадет и нечем будет заплатить за кредит в банке, полученный в залог будущего урожая корнеплодов. А кто еще, как не консультант по управлению, предложил применить такой современный малоизвестный в России управленческий инструмент как стратегическое сотрудничество? Смотрите – явный конкурент (в данном случае, мышка – не в дедкиной же агрофирме она работает) привлечен для совместной работы.
Еще один положительный момент, который нам описывает автор сказки, – это применение полезного управленческого инструмента – проектного менеджмента: в группу тянущих репку привлекаются самые разные специалисты.
Нет бы мышке (конкуренту, ставшему полезным партнером) немного подумать своей мышиной головой, что, может, было бы лучше подгрызть часть корня, что она умеет хорошо делать (теория корневых компетенций, кто это не знает – качните термин по инету). Мышка же продолжает двигаться в направлении того, что французский специалист Эдвард де Боно называл психологической инерцией: она делает то, что уже без толку делают другие, – тянет репку.)
Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут – вытащили репку.
(Единственное утешение, представленное автором сказки, – хорошая координация совместной работы: результат достигнут. И, вероятно, именно дедка давал команду, когда тянуть, когда отдыхать, чтобы, применяя на практике принципы Фредерика Тейлора, добиться максимальной отдачи от такого разноперого коллектива, то есть принимал ключевые управленческие решения – когда именно тянуть, кого за кем ставить «в очереди за репкой» и т.д.)

Источник:http://www.e-xecutive.ru/community/articles/1176478/

Про репку. Сказка-шутка


Эту сказочку- шутку про репку могут прочесть дети постарше

Ты садись, внучок, покушай,
заодно меня послушай:
и хочешь, верь, а хочешь – нет,
как дёргал репку старый дед.

Весной он тыкву посадил,
Лето целое растил,
в конце лета глянул дед:
«Та це ж репа, тыквы ж нет».

Но зато вцепилась репка
Во земельку крепко-крепко.
Бес с ней, сплюнул с грустью дед,
пусть бабка парит на обед.

Постоял дедок у грядки,
Покрестился для порядка,
И, глядя на такую жуть,
Взялся он её тянуть.
Тянет – потянет: вытянуть не может.

Стал на помощь бабку звать:
«Иди, старуха, помогать».
Вышла бабка в огород,
А вслед бурёнушка ревёт:
«ты ушла, мне изменила,
до конца недодоила»
Но деду одному невмочь,
надо дедушке помочь,
Взялись: дедка тот за репку,
Бабка за чудного дедку,
Тянут – потянут: вытянуть не могут

Тут выходит на крыльцо
Вся изящная в лицо,
И в движеньях грациозна,
А на вид весьма серьёзна
Внучка. Потянулась, Говорит:
«у меня живот болит.
Ты скажи-ка, старый дед,
Будет завтрак или нет.
Каши тыквенной хочу,
А не дашь, так закричу…».
Дед в ответ: «чем так кричать
Шла бы лучше помогать».
Снова встали, Взялись крепко:
Внучка за бабку, бабка за дедку,
Дедка за репку
Тянут-потянут, вытянуть не могут.

А тем временем, резвясь,
Выскочили прямо в грязь,
заиграли под окошком
В догонялки Жучка с кошкой.
Тормознули возле тыну,
Увидали всю картину.
Ну, если хочешь сытым быть,
Надо деду подсобить,
Меж собой переглянулись,
И к цепочке пристегнулись
Кошка за Жучку, Жучка за внучку,
Внучку за бабку,Бабка за дедку,
дедка за репку.Тянут-потянут,
вытянуть не могут.

Её б лопатой подкопать,
Чтоб больше никого не звать,
Но настырен старый дед:
«Рвать и всё тут. Вот ответ».
Почти выбились из сил.
Дождичек заморосил.
Внучка вновь заныла:
«дед, я устала, мочи нет.
Больно стало, сводит ногу,
Позови ещё подмогу».
Мышка мимо пробегала
Внучкин голос услыхала
Вся дрожит она: мы с кошкой
вроде как враги немножко,
Но подбежала, стала в строй,
Спинку выгнула дугой,
Крепко кошке в хвост вцепилась,
Кошка было возмутилась,
укусила больно Жучку,
Та зубами впилась в внучку.
Внучка дёрнула за бабку,
Взяв как сноп её в охапку,
Бабка дедку обхватила
На лопатки повалила.
И, ударив деда крепко,
Вылезла из грядки репка.


Источник Виктор ВАТРАК http://vatrak.blog.ru/76574883.html

Репка для самых маленьких

Казалось бы, ну что новое можно сказать о "Репке". И тем не менее, каждый раз можно обнаружить еще и еще какой-то вариант этой сказки, чтобы малышу было интересно в нее играть.




И для начала - подборка замечательных книжек, кукол и еще всего всего про Репку для самых маленьких

Конечно не все это надо иметь для одного ребенка. Но какой простор фантазии!! Правда мультики и презентации, на которые дала ссылки эта замечательная творческая мама, мне не очень нравятся. Но есть и другие.

Продолжение про Репку следует

Бабушкины сказки


Сергей Есенин
Бабушкины сказки 1917г

В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.

Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.

И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.

Сказки все. Пора в постели...
Но а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.

Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело, —
Говори да говори.

А вы не задумывались почему так крепко срослись эти два слова? Конечно мамы много читают детям, и папы в этом участвуют, и дедушки в стороне не остаются. А сказки – бабушкины. Я думаю, что здесь сильна русская народная традиция.
Мы все выросли на замечательной русской народной сказке. Воспитание детей в его лучшем и высшем смысле начинается с колыбельных песен мамы и бабушкиных сказок, когда ребенок вбирает в себя понятия о добре и зле.

К сожалению в наше время в языке начинает преобладать другой вариант выражения БАБУШКИНЫ СКАЗКИ – как разговорное и пренебрежительное в значении «Вымысел, выдумки, небылицы».

Но я буду говорить в старом добром Есенинском значении. И пусть наши дети и внуки тоже растут с этой доброй и мудрой – русской народной сказкой.
Сейчас сказок очень много, в моде «авторская» сказка – мамы и папы, бабушки и дедушки, придумывают свои сказки, их пишут разные авторы, ими наполнен Интернет . И пркрасно!
Но русская народная сказка, персонажи, содержание, а главное ритмика, напевность, повторы которой оттачивались годами, на многих поколениях детей, по-прежнему остается лучшим, главным и самым ранним чтением ребенка.
Некоторые мамы пытаются осмыслить содержание знакомых русских сказок со своих взрослых, сегодняшних позиций. Отлично – если это интересно им. Но это не имеет никакого отношения к восприятию сказок ребенком. Те старые народные сказки, которые дошли до нас, не могут принести вред ребенку! Все трудности «перевода» - это наши трудности, взрослых, и наша,как говорили в советские времена, почетная задача, с этими трудностями справиться – рассказать сказку так, чтобы ребеное все понял, но смысл сказки не «растаял».

Первые книжки появляются у ребенка когда ему 6-8 месяцев. И первые книжки могут быть любыми – они должны нравиться взрослому – маме в первую очередь. Если мама показывает малышу яркую книжку, которая нравится ей самой, ребенок сразу поймет, что это нечто прекрасное. Да и рассказывать (а это всегда лучше, чем читать) можно что угодно. Важно, что малыш слышит увлеченный происходящим событием –«мама читает мне книжку» - мамин голос, видит красивые картинки. И все же лучше рассказывать именно ту сказку, которая в книжке – мы никогда не знаем с какого именно момента малыш начинает запоминать картинки и тексты, соотносить книжку и то, что мама читает и рассказывает. Удивительно, что в самый неожиданный момент мы замечаем, что сынок (или дочка) активно реагирует на вид какой-то полюбившейся книжки (то есть он их различает и выделяет), а еще через небольшое время – и на название сказки.

Уже у самого маленького ребенка может быть набор разных сказок. Известно, что для раннего возраста подходят «Курочка-ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок», "Про Козу-Дерезу". Когда эти уже освоены, начинаем читать «Маша и медведь», «Три медведя», «Волк и Семеро козлят», "Лисичка-сестричка и серый волк", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка" и еще, еще...

Обычно мамы и бабушки интуитивно проявляют фантазию при чтении сказок, например, при словах «катится колобок…» - что-то катаем по спинке ребенка, тянем малыша вверх, когда «репку тянем-потянем…» (или раскачиваемся из стороны в сторону), постучим чем-то легонько по ладошке, когда произносите слова «Дед бил-бил, не разбил…» и т.д. Так и начинается первая «игра в сказку».

Сказки в дотелевизионную эпоху

Мое детство пришлось на 50-е годы. Но и в те годы, хотя не было телевидения – вообще – в жизни детей были сказки.

До 5 лет когда мама была на работе, я находилась дома с бабушкой. Конечно, она рассказывала мне сказки. Что-то читала, но книги (как и очень многое другое) были большим дефицитом. Поэтому и детских книг было совсем не много, они зачитывались до дыр.

Бабушка умерла, когда мне было 5 лет, и в моей памяти осталось совсем мало связанных с ней эпизодов, которые я помню сама, а не по маминым расскзам. Один из этих эпизодов как раз и связан со сказками. И может быть запомнилось то, что часто в жизни повторялось. Я очень хорошо помню, как бабушка усаживала меня на стул (именно на стул), сама садилась рядышком и включала радио. Именно оттуда практически каждый день приходила сказка.

Как я убедилась потом – когда сказки уже слушали мои дети – из детства я запомнила два голоса, но какие это были голоса! Николай Владимирович Литвинов и Мария Ивановна Бабанова.

Н. В. Литвинову недавно исполнилось бы 100 лет, и сейчас из Интернета я узнала, что «с 1947 года и до конца своих дней он был главным режиссером Главной редакции радиовещания для детей, а работать на радио как актер начал еще в 1932г., что он прожил 80 лет и поставил сотни радиоспектаклей и провел тысячи радиопередач. И все его называли добрым Сказочником. И это он придумал и долго вел вместе с Лифшицем и Левенбуком "Радионяню".

Но я-то помню: ежедневно (а потом – уже в школьные годы – когда была вторая смена) к 10 часам утра сначала с бабушкой, потом с мамой, а позже уже и сама, я спешила к репродуктору (при бабушке у нас была та самая черная тарелка, которую показывают в старых фильмах), чтобы не опоздать на музыкальные позывные «Мы едем-едем-едем в далёкие края…» – так начинались детские передачи. И чаще всего их вёл именно Николай Владимирович. «Здравствуй, дружок, – приветствовал он каждого из сидящих рядышком с радио добрым и ласковым голосом, – Хочешь я расскажу тебе сказку? (или «сейчас я расскажу тебе сказку»…или «тепе-е-рь мы полетим с тобой в ска-а-а-зочку»). И обязательное: «Крибле-крабле-бумс!» И чудеса начинались!

Наверное, вся детвора сидела, как завороженная, зачарованная магией его голоса. Это был ежедневный маленький утренний праздник, созданный голосом Радиоволшебника. А ведь Н. В. Литвинов не только читал сказки или играл в них разные роли (в «Приключении Буратино» он играл все роли). Он ещё и замечательно пел.

Вот как вспоминают Литвинова: «Голос Николая Владимировича имел тысячи оттенков, он так и переливался разными интонациями: звучал то ласково, то вкрадчиво, то весело и озорно, то насмешливо, с иронией, то успокаивающе и даже убаюкивающе… В каждой роли он был практически неузнаваем, так как голоса его героев были глубоко индивидуальными, а собственный голос Николая Владимировича нельзя было спутать ни с каким другим. Действительно, он как будто был специально создан, чтобы рассказывать детям сказки по радио».

Из своего детства я хорошо помню его трёх поросят – Наф-Нафа, Нуф-Нуфа и Ниф-Нифа, Буратино, Хоттабыча(до сих пор в ушах стоит «трах-тибидох»…), Кота в сапогах, Гадкого утёнка, Лягушку-путешественницу и наверное еще не мало других персонажей, слышанных мной в исполнении Литвинова на радио.

А еще я помню его цикл радиоигр для детей «Угадайка», в которой он сам принимал участие в качестве ведущего:

«Угадайка, угадайка, интересная игра!
Собирайтесь-ка ребята
Слушать радио пора!»

Второй голос, который прочно запечатлелся в моей памяти с первых звуков – это «неповторимый, несравненный, чарующий, завораживающий, волшебный» голос Марии Ивановны Бабановой, который я впервые услышала в радиоспектакле «Оле-Лукойе» по Хансу Кристиану Андерсену, (записанном, как я узнала через много лет, в 1946 году). Она играла этого сказочного человечка – то ли гномика, то ли доброго духа, навевающего сны детям, – и пела в этом спектакле чудесную песенку на мелодию Э. Грига:

«На круглых клумбах спят цветы,
И птицы в гнёздах тоже спят.
«Оле-Лукойе, это ты?» –
Мне шепчет старый сад.
Я пролетаю над землёй,
На мне кафтан горит, как жар.
Забудешь скуку ты со мной,
Мой мальчик Гиальмар».

Голос Марии Ивановны Бабановой называют высоким, скользящим, богатым тембрами, но наиболее правы те, кто говорят, что объяснить, что такое голос Бабановой тому, кто его никогда не слышал, описать этот голос - невозможно. (К счастью сохранились записи радиоспектаклей – и детских, и для взрослых). Но что бесспорно – осталось потрясающее детское впечатление, впрочем не побледневшее и сейчас, спустя много лет. Много позже, читая сказки Андерсана, сначала сама, потом детям, я поняла умом, что «Оле-Лукойе» - не самая яркая из сказок Андерсена. Но для меня она осталась самым главным у Андерсена – и это безусловно благодаря радиоспектаклю и Бабановой.

Следующим потрясением в исполнении М. Бабановой была сказка Сент-Экзепюри "Маленький принц" – никаким другим голос маленького принца я даже не могу себе представить, и благодаря этой радиосказке я рано начала читать «серьезные» книги (а как иначе назвать творчество Антуана де Сент-Экзюпери). А еще была Суок в "Трех толстяках", нанайская сказка «Айога» о ленивой и самовлюблённой девочке, которая в конце концов превратилась в гусыню, «Звёздный мальчик» Оскара Уайльда, и еще много много разных сказок.

Остались в памяти еще несколько радиоголосов, фамилии актеров к которым «прилепились» потом – когда в моей жизни появились театр, кино, телевидение. Это В. А. Сперантова, Р. Я. Плятт, Н. В. Александрович, Рина Зеленая. Отдельно хочу упомянуть еще «Приключения Чипполино» - мне очень нравились песенки из этого спектакля. Оказалось, что повесть итальянского писателя Джанни Родари был издана у нас в стране уже после того, как сказка прозвучала по радио.

Есть еще одно воспоминание детства, связанное со сказками. Мы жили недалеко от городского Дворца пионеров. При нем был очень большой и красивый парк, маленький скверик «с лягушками» рядом, вообще красивое место (кстати, это как раз напротив того самого знаменитого дома в Екатеринбурге, в подвале которого расстреляли царя Николая Второго. В описываемые мной времена дом еще стоял, и я его много раз видела). И мама водила меня в скверик и в парк довольно часто.

Иногда мы заходили во Дворец. По воскресеньям там работала «Комната сазок». Это была на самом деле комната, красиво оформленная картинами из лучших сказок – и потолок, и стены полностью (этакий «храм сказки»). А в воскресенье там собирали детей, и женщина (актриса, наверное), одетая в русский народный костюм и шаль, рассказывала сказки. Меня уже изредка водили в то время в театр (ТЮЗ, кукольный), но это представление сказки тоже было надолго любимым занятием в воскресенье.

А еще были диафильмы: диапроектор, простынь (белая конечно – в то время других и не было) вместо экрана на стене и фильмы в пластмассовых коробочках (как позже мы хранили проявленные фотопленки). Сначала (для маленьких детей) диафильмы показывал кто-то из взрослых, собирая детей из нескольких квартир. Потом, когда мы подросли, организовывались сами – в основном тогда, когда кому-то из компании покупали новый диафильм.

И так мы развлекались до тех пор, пока не появилось телевидение с его фильмами, спектаклями, передачами для детей. Но все это входило в жизнь постепенно. Первые детские передачи по телевизору смотрели тоже коллективной детской компанией – ходили «на телевизор» в семью, где появился первый телевизор.

Когда телевизор появился в нашей семье, я уже подросла, сказки были не главным интересом в моей жизни (в школьные годы главным были книги, тогда мне уже были доступны библиотеки – аж три).